Главная > Полезная информация педаго > Школа современного молодого педагога (Гусева Т.Г.)

Школа современного молодого педагога (Гусева Т.Г.)


01 апреля 2022. Разместил: Guseva

Школа современного педагога (28.09.21).


Тема: «Образовательный процесс  в дополнительном образовании»

                     

Цель: методическая помощь педагогам в организации образовательного процесса на современном уровне.

Задачи:
- познакомить педагогов с особенностями образовательного процесса в доп. образовании  через требования к учебному занятию, плану – конспекту и самоанализу учебного занятия.

Присутствовало: 13 чел.
Румянцева Л.С., Першина О.Д., Ульчугачева О.Г., Титяева Т.Г., Маркелова Ю.А., Чиркова С.А., Корельская Н.С., Лапшова Н.И., Сухачева Е.А., Саломатина Л.П., Попова О.В., Яковлева Е.Н.
Отсутствовало: 4 чел.
Митряшкина А.А., Попова Ю.В., Пика М.В., Чепурнова А.Н.                                                  

 

Алгоритм подготовки учебного занятия

Алгоритм подготовки учебного занятия  может быть следующим:

 

1 этап 

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап 

Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий).

- Обозначение задач учебного занятия.

- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.

- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.

- Определение типа занятия.

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап 

Обеспечение содержания учебного занятия:

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).

- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий.

- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

  

Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

Дошкольный и младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Беседа с игровыми элементами

Лекция

Проблемная лекция

Сказка

Учебная игра

Пресс-конференция

Сюжетно-ролевая игра

Творческий проект

Практические занятия

(лабораторная работа)

Игра-путешествие

Конкурс (КВН)

Семинар

Игра-имитация

Заочная экскурсия

Тематическая дискуссия

Соревнования, состязания и др.

Тематические  задания по подгруппам

Групповая консультация

Защита проекта, творческой работы

Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)


Написание плана-конспекта занятия

Учебное занятие — это промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом.

Учебное занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:

  • цели, задачи, методы и приемы образования ребенка в границах темы занятия;
  • учебные цели и задачи, расширяющие конкретную тему программы;
  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • ведущие виды деятельности участников занятия;
  • структура занятия с последовательностью этапов;
  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
  • формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
  • приемы управления вниманием, активизация детей;
  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
  • образцы корректирующих упражнений;
  • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.

   Примерный план-конспект занятия

Дата “___” ______________года

Номер занятия: ____________

Раздел: ___________________

Тема занятия: _____________

Цель, задачи занятия: ___________

Оборудование, дидактический материал:_______________________

Приветствие детей. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия. Вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведённого занятия.

Проверка домашнего задания (если такое было задано). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

Предполагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимися в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделит основную мысль, заложенную в материале, информации.

Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог дополнительного образования должен учитывать следующие правила.

Игровая часть: викторина (подробное описание условий или программы викторины); конкурс (подробное описание); кроссворд (с учётом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус ( с учетом объема знаний и особенностей возраста).

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заранее предупредить детей о необходимых материалах) и т.д.

Список литературы.

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-с.190
  2. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1989.-с.128
  3. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1990-с.168
  4. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. М.: Изд-во МГОПИ “Альфа”, 1993.-с.146
  5. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. // Завуч.-№1.-2000.с.59-65

 ПРИМЕР

 

План-конспект занятия по теме «Введение в программу»

Дата проведения занятия –      

Место проведения занятия-          

Продолжительность занятия – 45  минут.

Цель занятия – знакомство с новым видом декоративно - прикладного творчества. Изготовить  декоративное панно в технике гильоширования.

Задачи:

- воспитательные: прививать навыки культуры труда, воспитывать усидчивость и трудолюбие;

- развивающие:  развивать художественно-творческие способности, самостоятельность и способность решать творческие задачи;

- обучающие: обучить технологии гильоширования, безопасным способам и приемам работы с электроприборами; сформировать образное и пространственное мышление.

Зрительный ряд:  Презентация «Интересное о бабочках», памятки - подсказки, фотоматериал, папки для творчества, образцы детских работ.

Музыкальный ряд: «Песенка бабочек», «Песенка о снежинке», «Где водятся волшебники»

Литература:  стихотворение   А.Фет  «Бабочка»

Материалы:  шаблоны бабочек из яркой синтетической ткани, добавки для крылышек

Оборудование  – использование  интернет-ресурсы,  мультимедиа    

оборудование,  CD - диск для музыкального сопровождения занятия, стекло,  

электровыжигатели по дереву, синтетическая  ткань разных цветов, образцы  

готовых изделий.

Задание:   сделать бабочек в технике художественного гильоширования.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

        Этап 1

Организационный момент: Знакомство с группой и эмоционально- психологический настрой детей.

(Тихо звучит музыка). Идёт театрализованное представление

       Этап  2

Знакомство с техникой ХГ. Историческая справка, демонстрация работ обучающихся объединения.

ПЕДАГОГ: Ну что же, видно здесь собрались трудолюбивые и старательные ребята. Раз так, то я приглашаю вас всех на лесную полянку. Моя полянка необычная. Она из разноцветных лоскутков  и выполнена в технике художественного гильоширования. На ней растут душистые  цветы,, порхают красавицы-6абочки , по ночам светлячки включают свои  волшебные фонарики …Оглядываюсь на полянку: Но где же бабочки? Что с ними случилось? Не понимаю…Может быть нам поможет волшебный экран?

(Дотрагиваюсь до экрана палочкой и он включается) На экране появляются слайды с изображением детских работ в технике художественного гильоширования, затем включается видеозапись- обращение феечек- рукодельниц)

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут фея Аленушка. А меня – фея Настенька. Мы жители царства волшебных лоскутков. Мы занимаемся художественным гильошированием.Это очень интересный вид творчества. Нам очень хотелось сделать вам подарок- лесную полянку, на которой порхали бабочки, цвели цветочки. Но вот беда, недавно к нам наведался Дуремар. В руках у него был огромный сачок. И все наши бабочки в страхе разлетелись. И теперь на полянке остались одни цветочки…. И мы очень расстроились.Ребята,  вы не могли бы сделать бабочек своими руками, а добрая фея вам поможет в этом !А заодно вы научитесь этому виду творчества и узнаете много нового! Договорились ?Желаем вам успехов!

ПЕДАГОГ: Ребята, украсим полянку бабочками, оживим ее? А заодно и расскажем Дуремару, как нужно относиться к природе.

ДЕТИ: Да!

ПЕДАГОГ: Ребята, а что вы знаете о бабочках? Где живут, чем питаются. Может быть вы знаете песенки, стихи, загадки, названия бабочек?

Дети отвечают.

ПЕДАГОГ: Молодцы, ребята, вы очень много знаете о бабочках. Но теперь послушайте, что я вам расскажу и покажу.

Включаю презентацию «Интересное о бабочках». На магнитную доску  вешаю «подсказки».

ПЕДАГОГ:Ребята!  Наша планета- наш общий дом. И мы должны бережно относится к природе. А вы знаете правила поведения в лесу?

Дети отвечают.

ПЕДАГОГ: Ребята,у вас на столах лежат фотографии бабочек. Я предлагаю каждому из вас поочереди встать и показать фотографии  и прочесть название бабочек.

Дети вслух читают названия и показывают друг другу.

ПЕДАГОГ: Запомните их, ребята. Эти бабочки занесены в Красную книгу Башкортостана. Они нуждаются в нашей с вами защите и охране. Ребята,  почему  бабочек нельзя ловить и трогать руками их крылышки?

ДЕТИ: Потому что они очень хрупкие, на них стираются чешуйки и бабочки потом не смогут летать. А это значит, что они обречены на гибель.

ПЕДАГОГ: Надеюсь, Дуремар нас услышал и понял, что природу нужно охранять и беречь.

ПЕДАГОГ:Ребята, посмотрите, на столах у вас лежит прибор. Кто из вас знаком с ним?

 ДЕТИ:С его помощью можно выжигать по дереву.

ПЕДАГОГ: Правильно, но не только по дереву. Существует такой вид искусства- Гильоширование. Названием гильоширование объединены такие виды народного творчества, как чеканка, выжигание по дереву, вырезание и выпиливание, тиснение по различным материалам.

Но существует еще вид творчества- художественное гильоширование. Это современное искусство, возникло в конце 20 века, когда появились синтетические ткани.Придумала этот вид искусства Зинаида Петровна Котенкова. (Показываю работы детей) Все эти изделия сделаны руками ваших ровесников.

Как вы думаете, а зачем нам нужно  учиться рукоделию? Ведь сегодня в магазине можно купить и картины, и игрушки?

(Такими изделиями можно украсить комнату , подарить в подарок)

Правильно, ребята, ведь  гораздо приятнее подарить работу, выполненную своими руками, ведь в нее человек вкладывает всю любовь и старание.И такой работы в магазине не купишь.Когда ребята в первый раз видят эти работы, им кажется, что детали аппликации пришиты вручную к фону. Но это не так. Чтобы сделать такую работу нам необходим аппарат для выжигания, кусочки синтетической ткани. А еще немного терпения и аккуратности.Прежде чем начать работу нам нужно немного отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Музыка «Песенка бабочек»

   Этап 3

 Практическая деятельность: изготовление бабочек в технике художественного гильоширования. Декорирование панно.

ПЕДАГОГ: пользоваться мы будем прибором для выжигания. Но при работе нам нужно помнить  о технике безопасности.

Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем

1. Включать аппарат можно, если он исправен, нет оголенных проводов и сухие руки.

2. Не трогать иглу голыми руками при включенном аппарате.

3. Класть ручку с иглой только на стекло или подставку; следить, чтобы игла не касалась провода.

4. После работы  э/выжигатель  отключить, дать игле остыть, сложить аппарат в коробку, убрать рабочее место.

ПЕДАГОГ: На столах у вас лежат силуэты бабочек и полоски ткани. Сначала давайте потренируемся. На полосках вы видите швы, вам нужно  попробовать повторить их. Если у кого не получается, то поднимите руку, я помогу.

 Теперь нам нужно украсить бабочек цветными вставками. Но нужно помнить о том, что крылья у бабочки зеркально отражаются. (Показываю образец) Бабочки двухцветные, вам нужно проявить фантазию и приложить цветные детали на понравившуюся сторону.

Включаем песню «Где водятся волшебники»

ПЕДАГОГ: Ребята,покажите друг другу что  получилось? Трудно вам было?

Теперь закрепим их на нашу полянку.( Бабочки клеим на термопистолет)

ПЕДАГОГ:По древней легенде индийцев – бабочки передают наши желания небесам, и если нашептать бабочке свое желание и затем выпустить ее, то оно непременно сбудется. Давайте загадаем желание.

Я загадала, чтобы на земле были все счастливы, а вы?

Дети отвечают.

ПЕДАГОГ: Пусть бабочки  возьмутся за руки
 И сойдутся в хоровод,
Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветет!

КРИБЛИ, КРАБЛИ , БУМ!

Включается гирлянда и полянка освещается разноцветными огоньками.

     Этап 4

 Рефлексия.

ПЕДАГОГ: Ребята, с каким видом творчества мы сегодня познакомились?

Что интересного вы узнали о бабочках?

Кому из вас сегодня было интересно?

 А кто из вас скучал?

 Вы хотели бы заниматься этим видом творчества?

Молодцы, ребята! Мне было очень приятно с вами работать. Пусть эта полянка останется у вас на память. А вам я дарю вот эти папки для творчества. Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет началом ваших творческих начинаний. Спасибо за внимание!

 

Самоанализ.

Форма организации творческой деятельности - коллективная творческая деятельность.

Методы организации деятельности - словесный, наглядный и практический методы.

Прием - театрализация, игры, создание проблемной ситуации.

Дидактические материалы:  картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, специальная литература, раздаточный материал, видеозапись, аудиозапись, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.

Техническое оснащение занятий: стекло,  оборудование для выжигания, игольницы, приборы, декоративное панно, костюм, ноутбук, мультимедийная доска, магниты, магнитная доска.

Формы подведения итогов: опрос, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ .

 

 

 

 

 

 


Вернуться назад